Цифровая экономика. Цифровая трансформация маркетинга
В ходе освоения данной дисциплины достигаются следующая цель: формирование у обучающихся понимания новых закономерностей развития
современной цифровой экономики, предпосылок создания в России благоприятных
организационных и нормативно-правовых условий для эффективного развития
институтов цифровой экономики при участии государства, национального бизнессообщества и гражданского общества и обеспечения быстрого роста национальной
экономки за счет качественного изменения структуры и системы управления
национальными экономическими активами в условиях формирования глобальной
цифровой экосистемы.
Задачи: изучение основных теоретических подходов к анализу различных экономических
ситуаций на отраслевом и макроэкономическом уровне, и формирование умения
правильно моделировать ситуацию с учетом технологических, поведенческих,
институционально-правовых особенностей цифровой экономики;
- получение знаний и навыков по организации инфраструктуры цифровой экономики и
цифровой трансформации коммерческого предприятия, выстраивания его связей в
рамках цепочек добавленной стоимости и глобальных сетей;
-формирование умения выделять и соотносить негативные и позитивные факторы
цифровой трансформации, определять степень их воздействия на макро- и
микроэкономические показатели, на возможности ведения бизнеса и решение
экологических проблем;
-формирование владения методами анализа цифровой экономики, оценки
эффективности цифровой трансформации, выявлять и анализировать проблемы
цифровой безопасности;
-формирование владения методами оценки экономической политики и функций
государства в новых технологических условиях;
-знакомство со спецификой (международную и российскую) форм государственного
предпринимательства и сотрудничества с бизнесом при формировании цифровой
экономики.
Владимир
ГАПОУ ВО Высшая государственная инженерно-техническая школа(колледж) имени Д.К. Советкина
Раздел 1. Современные направления и инструменты развития маркетинга :
Модуль 1. Эволюция маркетинга: основные концепции. Направления развития маркетинга товаров и услуг: нейромаркетинг; интернет-маркетинг; сенсорный, вирусный, экологический, латеральный когнитивный маркетинг.
Модуль 2. Инструменты маркетинга вовлечения в условиях цифровой экономики.
Модуль 3. Принципы разработки комплекса маркетинга, его содержание и социально-экономическое значение.
Модуль 4. Элементы комплекса маркетинга: товар, цена, распределение, продвижение, их взаимосвязь.
Модуль 5. Управление эффективными продажами товаров и услуг в условиях цифровой экономики.
Модуль 6. Факторы, влияющие на выбор оптимальной структуры комплекса маркетинга.
Раздел 2. Современные технологии цифрового маркетинга: классификация, виды и условия применения :
Модуль 1. Лидогенерация. Медийная реклама. Rich-медиа как формат медийной рекламы. E-mail маркетинг.
Модуль 2. Маркетинг влияния и маркетинг вовлечения.
Модуль 3. Маркетинг в социальных сетях (SMM). Таргетированная реклама в социальных сетях. Видео-реклама в социальных сетях. Кросс-постинг. Скрытая реклама в комментариях. Технологии бренд-менеджера в соцсетях.
Модуль 4. Третированная реклама. Понятие и условия таргетинга.
Модуль 5. Messenger-маркетинг. Современный инструментарий мобильного маркетинга. Мобильный Директ-маркетинг.
Модуль 6. Поисковой маркетинг. Этапы внешней и внутренней поисковой оптимизации и продвижения сайта в Интернете.
Модуль 7. Понятие релевантности сайта. Семантическое ядро сайта. Контент-маркетинг.
Модуль 8. Использование в маркетинговых коммуникациях краудсорсинговых и коворкинговых технологий.
Модуль 9. Мобильный маркетинг. Мобильные графические объявления. WAP-сайты. Разработка мобильных приложений в целях маркетинговой деятельности.
Модуль 10. Сегментация по аудитории на социальных площадках. Маркетинговые особенности использования некоторых из основных популярных социальных платформ.
Модуль 11. Продвижение с помощью блоггеров и лидеров мнений. Вирусный маркетинг. Геймификация как перспективное направление цифрового маркетинга.
Модуль 12. Классификация технологий цифрового маркетинга.
Модуль 13. Понятие и характеристика экосистемы CRM. Классификация CRM: операционные, аналитические, коллаборативные. Концепция CRM для современных организаций: профиль клиента и управление отношениями; процессы привлечения; аналитика; процессы обслуживания.
Раздел 3. Введение в Digital-маркетинг. Характеристика сети Интернет как сферы рыночных отношений. :
Модуль 1. Прогноз развития технологий электронной коммерции. Чат-боты: преимущества недостатки применения, основные типы.
Модуль 2. Диджитализация экономики. Характерные черты "Экономики 3:0" и "Экономики 4:0". Основные категории электронного рынка по взаимодействию субъектов рыночных отношений в Интернет.
Модуль 3. Этапы становления и развития электронной коммерции в России и за рубежом.
Модуль 4. Омниканальные платформы. Применение теории поколений в организации маркетинговой деятельности. Настоящие и будущие технологии Big Data и ее роль в электронной коммерции.
Модуль 5. Клиентоориентированный маркетинг как основа Digital-маркетинга. Мультиканальный и омникальный маркетинг: понятие, принципы и модели организации.
Модуль 6. Глобальна сеть и цифровой маркетинг. Особенности цифрового маркетинга: глобальный доступ; маркетинг категории "один на один"; интерактивный маркетинг; маркетинг в режиме удобного для потребителя времени; интегрированный маркетинг.
Модуль 7. Сущность и основные определения цифрового маркетинга: электронная коммерция, электронный бизнес, интернет-маркетинг, цифровые инструменты; интернет; интерактивный маркетинг. Интернет-маркетинг и электронный бизнес.
Раздел 4. Инструменты коммуникации в цифровой экономике:
Модуль 1. Понятия и инструменты цифровых платформ.
Модуль 2. Инструменты цифровой экономики.
Модуль 3. Электронное правительство.
Модуль 4. Архитектура электронных услуг для граждан и бизнеса.
Модуль 5. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура цифровой экономики.
Модуль 6. Платформенная архитектура цифровой экономики.
Модуль 7. Государственные информационные системы в социально-политической сфере.
Раздел 5. Государственная политика в области цифровой экономики в РФ:
Модуль 1. Предпосылки развития цифровой экономики РФ: от ФЦП "Электронная Россия" через ГП "Информационное общество" к программе "Цифровая экономика РФ".
Модуль 2. Институционная среда. Создание нового "пласта" правого регулирования.
Модуль 3. "Дорожная карта" и планы мероприятий программы.
Модуль 4. Цели и задачи программы. Базовые направления развития и сквозные цифровые технологии.
Модуль 5. Программа "Цифровая экономика РФ" как основополагающий документ, формирующий вектор государственной политики.
Раздел 6. Поведенческая экономика и финансы :
Модуль 1. Поведение потребителей: теория ожидаемой полезности "троянского обучения".
Модуль 2. Анализ клиентского опыта: путь и впечатление от сервиса.
Модуль 3. Теоретические и практические результаты, достигнутые в рамках поведенческой экономики.
Модуль 4. Ключевые группы инструментов поведенческих финансов (behaviotal finance - BF): эвристика, фрейминг, эмоции, влияние на рынок.
Модуль 5. Поведенческий конфликт как форма проявления накопленных противоречий экономических интересов в обществе.
Модуль 6. Потребительская экономика и поведенческая тория потребителя.
Модуль 7. Сущность поведенческой экономики, взаимосвязь с нейроэкономикой, компьютерной симуляцией, проведением экспериментов.
Модуль 8. Прикладные аспекты поведенческой экономики. Направления развития применения инструментов BF: инвесторы, корпорации, рынки, регулирование, образование.
Раздел 7. Основные технологические составляющие цифровой экономики:
Модуль 1. Технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR).
Модуль 2. Блокчейн и криптовалюта.
Модуль 3. Мониторинг социальных сетей. Интернет вещей.
Модуль 4. Нейротехнологии и искусственный интеллект.
Модуль 5. Технологии автоматизации производства, робототехника.
Модуль 6. Статистический анализ больших данных.
Модуль 7. Анализ больших данных.
Модуль 8. Сбор данных с интернет ресурсов.
Модуль 9. Платформы цифровой экономики.
Модуль 10. Искусственный интеллект и машинное обучение.
Раздел 8. Цифровая грамотность и безопасность:
Модуль 1. Применение средств криптографической защиты информации. Защита информации в государственных информационных системах.
Модуль 2. Программно-аппаратные средства защиты информации.
Модуль 3. Анализ и управление рисками в сфере информационной безопасности.
Модуль 4. Решение проблем цифровой безопасности. Федеральный закон №152-ФЗ "О персональных данных". Понятие персональных данных, правила хранения, обработки персональных данных. Агент обработки персональных данных.
Модуль 5. Цифровая подпись. Правовая защита информации и интеллектуальной собственности в цифровой экономике.
Модуль 6. Средства защиты информации. Виды рисков для информации, средства защиты информации, меры предосторожности во избежание утери информации.
Модуль 7. Определение информационной безопасности, структура ИБ, алгоритм работы основы информационной безопасности.
Модуль 8. Права субъекта персональных данных. Вредоносные программы. Защита компьютера от доступа. Правила безопасного поведения.
Модуль 9. Системы безопасности, защита паролями, правила формирования, системы безопасного хранения информации.
Раздел 9. Управление бизнесом в цифровой экономике:
Модуль 1. Бизнес-модели цифровой трансформации. Этапы цифровой трансформации.
Модуль 2. Роботы в управлении цифровой компаний.
Модуль 3. Базы данных.
Модуль 4. Понятия и тенденции цифровой трансформации бизнеса. Причины и цели цифровой трансформации. Стратегии цифровой трансформации.
Модуль 5. Онлайн маркетинг.
Модуль 6. Рост электронной торговли и прямого маркетинга.
Модуль 7. Принципы и подходы цифровой трансформации бизнеса.
Раздел 10. Теоретические основы цифровизации экономики:
Модуль 1. Цифровое неравенство в глобальном мире.
Модуль 2. Структура и тенденции развития рынка цифровых технологий.
Модуль 3. Предпосылки и последствия прямой и опосредованной цифровизации общественных отношений.
Модуль 4. Информационный продукт как результат цифровой экономики.
Модуль 5. Становление цифровой экономики: цифровые "волны".
Модуль 6. Понятие цифровых технологий и цифровой экономики.
Модуль 7. Этические проблемы цифровизации
Модуль 8. Материальное производство и цифровая экономика.
Раздел 11. Сущность, характеристика и классификация информационного обеспечения цифрового маркетинга:
Модуль 1. Источники информации и технологии маркетинговых исследований в сети Интернет. Обзор существующих методов проведения маркетинговых исследований в Интернет.
Модуль 2. Технологии составления выборок респондентов, особенности и правила проведения, применяемые в онлайн исследованиях.
Модуль 3. Характеристика основных видов Интернет-ресурсов с точки зрения их маркетингового инструментария: промо-ресурсы; корпоративные сайты; интернет-каталоги; интернет-магазины; информационные порталы; форумы; социальные сети; интернет-сервисы.
Модуль 4. Преимущества интернет-ресурсов как инструментов маркетинговой деятельности: вариативность, доступность, эффективность, информативность, адаптивность.
Модуль 5. Организация деятельности трансграничных торговых площадок ("маркетплейсы"). Сущность и преимущества маркетинговых исследований в сети Интернет.
Модуль 6. Маркетинговые функции Интернет-сайтов: имиджевая, информационная, справочная, рекламная, реализация прямых продаж.
Раздел 12. Оценка эффективности и результативности цифрового маркетинга:
Модуль 1. Удельная "стоимость" одной покупки, совершенной пользователем на сервере рекламодателя.
Модуль 2. Показатели эффективности Digital-маркетинга. Исследования механизмов определения основных показателей эффективности и результативности Digital-маркетинга в ходе процесса поисковой оптимизации и продвижения сайта: индекс цитируемости; взвешенный индекс цитирования; тематический индекс цитирования; PageRank; посещаемость сайта.
Модуль 3. Показатели эффективности интернет-рекламы.
Модуль 4. Виды рисков в цифровом маркетинге: правовые, информационной безопасности, контентные, коммуникационные, репутационные, потребительские.
Модуль 5. Методы управления рисками в цифровом маркетинге.
Раздел 13. Итоговая аттестация (зачёт):
Модуль 1. Зачёт